Translate

неділю, 18 січня 2015 р.

Севастополь. Красота и величие Украины 2-2013





Так случилось, что Укрпочта издала эту марку отдельно от серии "Крым", считаю это правильным решением Департамента, ближе к празднованию Крещения Руси, и в последний день 37-сессии Комитета Всемирного Наследия, когда все интересующиеся точно знали, что Херсонес Таврический внесен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.


Севастополь - выделен в особую административную территорию. Она, кроме собственно города Севастополя, включает Балаклаву, Инкерман, поселок городского типа Качу и более 20 поселков и селений. Они разбросаны на довольно обширном пространстве от мыса Лукулл (Улу-Коль) у устья реки Альмы на севере до самой южной точки Крымского полуострова мыса Сарыч. На 01.01.1999 г. население Севастополя составляло 350,6 тысяч человек.
       Территория Севастополя охватывает разные физико-географические регионы Крымского полуострова, от равнины в междуречьях низовий Альмы, Качи и Бельбека до сухих субтропиков Южного берега Крыма между мысами Айя и Сарыч. В Севастополе сходятся все три гряды Крымских гор. Разнообразие ландшафтов поразительно. Благоприятные естественные условия способствовали заселению территории человеком с глубокой древности.

К этому выпуску Укрпочта расщедрилась на картмаксимум по цене доступнее предыдущих. Автором стал молодой художник из Сум - Артем Самофалов (картинки с сайта художника)




Вначале ознаменовать принятие киевским князем Владимиром крещения в Херсонесе было решено постройкой небольшой церкви византийского стиля. Идея эта принадлежала главному командиру Черноморского флота и портов вице-адмиралу А. С. Грейгу. Изложена она была в записке, поданной императору Александру I во время посещения им Севастополя. При храме планировалась богадельня для увечных и неимущих, заботу которых должны были составить присмотр и за храмом, и за руинами древнего города. В 1827 г. по инициативе того же А.С. Грейга в Херсонесе были произведены раскопки трех храмов. Один из них, богато отделанный, стоящий на центральной площади, был принят за храм, в котором крестился киевский князь. В 1829 г. принято решение о начале всенародного сбора средств на сооружение храма - памятника крещению. Сбор средств осуществлялся долго. В 1843 году император Николай I указал другое место для возведения собора святого Владимира - в центре Севастополя на горе.
10 февраля 1858 г. Высочайшее разрешение на строительство храма наконец было подписано. Проект храма, составленный будущим ректором Академии Художеств академиком Д.И. Гриммом, был утвержден 2 июля 1859 года. 18 августа 1859 г. создан Строительный комитет. 23 августа 1861 г. императорская чета - Александр II и Мария Александровна, сопровождаемые большою свитою, после торжественного молебна, заложили первый камень храма. Но средств для строительства храма постоянно не хватало, и строительные работы растянулись на три десятилетия.
Так как времени до праздника крещения оставалось мало, было принято разумное решение: не ухудшать качества внутренней отделки спешкой, к указанному дню освятить нижнюю церковь Рождества Богородицы, где провести торжественную литургию. Завершение всех внутренних работ осуществить в последующие три года. Но трех лет для отделки и внутренней росписи огромного храма было явно недостаточно, и завершение оформления в срок во многом определили высокая квалификация и организаторский талант главного руководителя работ академика Н.М. Чагина. К выполнению проекта внутреннего оформления храма был привлечен коллектив талантливых художников и архитекторов. Художнику А.И. Корзухину, имевшему широкую известность, было поручено написание 72 икон. Росписи "Тайная вечеря", "Крещение Господне", "Священномученики Кирилл и Мефодий" (написана в память посещения ими Херсонеса в 861 году) были важнейшими в оформлении храма.
Ко дню 900-летия крещения Руси при большом стечении народа был освящен нижний храм Рождества Богородицы. В октябре 1891 г. был освящен верхний соборный храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира и еще годом позже, в 1892 г., храм в южном приделе - в честь Святого благоверного князя Александра Невского. Три десятилетия переживаний и трудных забот завершились.

Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником.
После закрытия собор обветшал и стал разрушаться, имущество неоднократно грабили. Например, в сентябре 1925 года в собор пробрались грабители, которые разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма.
Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберста Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.
После войны собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею Крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними – трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.
В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств А. И. Петровой и А. С. Пигаревым в 2001 году. С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух», «Крещение Господне», «Преображение Господне» и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря». Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по эскизам А. Пигарева и А. Петровой.

Немає коментарів:

Дописати коментар